Практика по социальным спорам

Представленное здесь дело касается старой больной женщины, инвалида второй группы, которая жила со своей дочерью и тремя внуками в небольшой квартирке. Ее дочь, моя доверительница, проявила определенную смелость и обратилась в суд с иском об обязании городской администрации обеспечить свою маму, инвалида второй группы, благоустроенным жильем в первоочередном порядке. Дело закончилось благополучно, бабушка в итоге получила собственную квартиру.

Р Е Ш Е Н И Е

Гр. дело № 2-2221/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2013 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истца Павловой Т.Г., действующей в интересах недееспособной ФИО22., представителя истца – адвоката Рыбаковой Н.В., действующей по ордеру,

представителя ответчика администрации г.Чебоксары Павловой А.Н., действующей на основании доверенности от 29.12.2012г.,

представителя третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Михайлова А.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2013г.,

третьих лиц Павлова И.Л., Павлова М.Л., Павлова С.Л., Иванова М.А., Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Павловой —— действующей в интересах недееспособной ФИО23, к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Павлова Т.Г. обратилась в суд с иском в интересах недееспособной ФИО24 к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указав в обоснование следующее.

Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24.03.2011г. ФИО25 признана недееспособной ввиду имеющегося у нее психического

заболевания. Распоряжение главы администрации г.Чебоксары от 28.04.2011г. Павлова Т.Г. назначена опекуномФИО26

ФИО27 страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. №817, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В собственности ФИО28 имелся самовольно возведенный дом адрес г.Чебоксары, который в настоящее время от ветхости разрушен и проживать в нем невозможно. Истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Калининского района г.Чебоксары под ——. В настоящее время истец проживает совместно с опекуном в однокомнатной квартире площадью ——кв.м. по адресу: адрес, принадлежащей четверым сособственникам. Кроме истца в указанной квартире проживает еще пять человек. Павлова Т.Г. указывает, что ее муж не дает согласия на регистрацию ФИО47 в данной квартире, в связи с чем последней пришлось зарегистрироваться по адресу: адрес Собственником названой квартиры является Иванов М.А. В данной квартире проживают 5 человек. Родственных отношений междуФИО29 и семьей Ивановых не имеется.

До настоящего времени администрация г.Чебоксары, являясь органом, уполномоченным предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на условиях социального найма нуждающимся лицам, состоящим на учете, не исполнила обязанность по предоставлению жилого помещенияФИО30

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения ст.ст. 57, 62 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. № 378, истец просит обязать администрацию г.Чебоксары предоставить ФИО31 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, общей жилой площадью не менее 36 кв.м.

В судебном заседании истец Павлова Т.Г., действующая в интересах недееспособной ФИО32 и представитель истца – адвоката Рыбакова Н.В. поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь привели их суду и просили иск удовлетворить. ——

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Павлова А.Н. исковые требования не признала. ——

В судебном заседании представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Михайлов А.В. возражал против удовлетворения исковых требований. ——

В судебном заседании третьи лица Иванов М.А., Иванова И.В. пояснили, ——

В судебном заседании третьи лица Павлов С.Л., Павлов И.Л., Павлов М.Л. пояснили, что ——

Третье лицо Зайцев М.Г. в судебное заседание не явился. Согласно свидетельству умер дата

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, изучив учетное дело на ФИО33 суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексов случаев.

Из положений части 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом по смыслу приведенной правовой нормы нуждаемость в жилом помещении в этом случае не зависит от размера занимаемой жилой площади.В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве

нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Во исполнение требований статьи 51 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № 378 был утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

По смыслу положений статьи 49 ЖК РФ и пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ для реализации права на льготное обеспечение жильем в спорной правовой ситуации необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств: 1) наличие статуса малоимущего; 2) наличие заболевания, подпадающего под установленный законом перечень; 3) проживание больного в одной квартире, занятой несколькими семьями; 4) отсутствие иного жилого помещения.

Согласно пунктам 12, 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.

Как следует из имеющихся в деле материалов, постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 06.09.2011г. №1058 истец поставлена на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в списки «Малоимущие» под —— и на внеочередное предоставление жилого помещения с 02.08.2011г., как гражданин, страдающий заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, под ——.

Из материалов дела следует, что ФИО34 является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно. Согласно сообщению Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО35 года рождения, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № 378 (——

Согласно выписке из лицевого счета на квартиру адрес г.Чебоксары ФИО36 зарегистрирована по указанному адресу. Кроме ФИО37. зарегистрированными и проживающими по указанному адресу до 09.07.2013г. значились еще четыре человека.

Согласно свидетельству о смерти Зайцев М.Г. умер дата.

Таким образом, в настоящее время зарегистрированными и проживающими по адресу: адрес значатся четыре человека.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества Иванов М.А. является собственником квартиры адрес, общей площадью —— кв.м. (л.д.38).

Как следует из пояснений стороны истца и третьих лиц, ФИО39 и семья Ивановых членами одной семьи не являются, общее хозяйство не ведут. Фактически ФИО38 проживает в квартире своего опекуна Павловой Т.Г., расположенной по адресу: адрес которая осуществляет за ФИО40уход. Указанные обстоятельства подтвердили третьи лица Павловы.

Согласно выписке из лицевого счета и поквартирной карточки на квартиру адрес г.Чебоксары ФИО41 зарегистрированной по указанному адресу не значится.

Из материалов дела также усматривается, что у истца иного жилого помещения, кроме как по месту проживания не имеется.

Размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в квартире адрес составляет 9,2 кв.м., что менее учетной нормы по г.Чебоксары (постановлением главы администрации г.Чебоксары от 15.04.2005 г. № 129 учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения), что также свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении.

Со 02.08.2011г. истец состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г.Чебоксары, поставлена на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по Калининскому району г.Чебоксары, включена в список «Малоимущие граждане» под —— и в список «Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений» под —— Обстоятельств, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ, судом на момент разрешения данного спора не установлено.

Таким образом, оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО42 имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, поскольку имеет статус малоимущего гражданина, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности Иванову М.А. Своего жилого помещения, принадлежащего ФИО43 на праве собственности, не имеет. Кроме того, ФИО44 относится к числу граждан, на которых распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. № 378.

Доводы представителя ответчика администрации г.Чебоксары о том, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы

представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истцу жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора.

Также суд считает необходимым отметить, что реализацией положений пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ не нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

Положениями статьи 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.

Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.

В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию г.Чебоксары.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Павловой ——, действующей в интересах недееспособной ФИО45, к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить ФИО46 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Это гражданское дело касается спора между сиротой и администрацией по предоставлению ему жилья. Он устал слушать бесконечные обещания, о том, что завтра, послезавтра ему дадут жилье. В итоге с помощью юридической поддержки адвоката, он отстоял свои права, сейчас у него есть семья, и благоустроенная квартира.

Р Е Ш Е Н И Е

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 декабря 2013 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,

судей БлиновойМ.А., Спиридонова А.Е.,

при секретаре Михайловой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Павлова Д.Е. к администрации ***сельского поселения Чебоксарского района, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в пределах *** сельского поселения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации *** сельского поселения Чебоксарского района на заочное решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2013 г.

Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителей ответчика администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики – Ефимовой М.Л., Васильевой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Павлова Д.В. и его представителя Шошмарина М.С., полагавших обоснованными доводы жалобы в части возложения обязанности по предоставлению жилья на Администрацию Чебоксарского района, судебная коллегия

установила:

Павлов Д.Е. обратился первоначально в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам.

В уточненном исковом заявлении Павлов Д.Е. предъявил исковые требования к двум ответчикам — администрации *** сельского поселения, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики.

Исковые требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение благоустроенного жилого помещения. Истец проживает в жилом доме <адрес>, который находится в собственности ФИО1. В указанном доме, помимо истца, зарегистрированы и проживают еще пять человек. 1 ноября 2012 г. постановлением главы администрации *** сельского поселения № он был поставлен на учет в список нуждающихся в жилом помещении как дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. Однако жильем до настоящего времени он не обеспечен.

В судебном заседании истец Павлов Д.Е. и его представитель Рыбакова Н.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Ответчики администрация *** сельского поселения Чебоксарского района и администрация Чебоксарского района явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, просили о рассмотрении дела без их участия.

Заочным решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2013 г. постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Павлова Д.Е. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в пределах *** сельского поселения отказать.

Обязать администрацию *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить Павлову Д.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в пределах *** сельского поселения не ниже установленных социальных норм».

Указанное решение обжаловано администрацией *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по мотивам незаконности. В апелляционной жалобе указывается, что обязанность по предоставлению жилого помещения Павлову Д.Е. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, в силу п.10 ч.1 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителей ответчика администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики – Ефимовой М.Л., Васильевой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Павлова Д.В. и его представителя Шошмарина М.С., полагавших обоснованными доводы жалобы в части возложения обязанности по предоставлению жилья на Администрацию Чебоксарского района, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Павлов Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 <данные изъяты>.

На основании постановления администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 01 ноября 2012 г. № Павлов Д.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Установив, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в получении жилья, жилым помещением на момент разрешения спора не обеспечен, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Павлов Д.Е. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, в пределах *** сельского поселения. При этом суд пришел к выводу, что указанная обязанность возложена на администрацию *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашкой Республики.

Действительно, из материалов дела следует, что Павлов Д.Е. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Также он не является собственником какого-либо жилого помещения. Из представленных документов следует, что Павлов Д.Е. проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности иным лицам. Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сторонами ответчика не оспаривается.

Проверяя доводы апелляционной жалобы о вынесении судом решения об удовлетворении иска к ненадлежащему ответчику, судебная коллегия исходит из следующего.

С 1 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения

по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. №15 действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из содержания п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.), а также п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к специализированному жилищному фонду; предоставление жилья таким лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.6 ч.1, п.2 ст. 18, п.2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона Чувашской Республики от 5 июня 2013 года № 27 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Законом Чувашской Республики от 5 июня 2013 г. № 27 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. № 42 «О регулировании жилищных отношений».

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года №292, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым возложить обязанность предоставить Павлову Д.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с частью 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона Чувашской Республики от 5 июня 2013 года № 27, на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2013 г. отменить и принять по делу новое решение:

«Возложить на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность по предоставлению Павлову Д.Е. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона Чувашской Республики от 5 июня 2013 года № 27.

В удовлетворении искового заявления Павлова Д.Е. к администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отказать».

Председательствующий

Судьи: